Исламская живопись

Одной из древнейших ветвей декоративного искусства является исламская орнаментальная живопись с ее смелыми геометрическими узорами.

Главнейшей из наук в исламе считается геометрия, лежащая в основе мусульманской философии и космологии. Вот почему, стремясь к симметрии и гармонии, исламские архитекторы проектировали и украшали мечети, строго следуя геометрическим принципам.

Исламская живопись и архитектура

Исламская живопись и архитектура

Ислам как религия сформировался в начале VII в. новой эры, а основателем его был пророк Мухаммед (570—630). За полвека, прошедшие после смерти пророка, его последователи сумели покорить страны восточного Средиземноморья и Персию, а спустя столетие ислам докатился уже до Испании на западе и Индии на востоке.

Мечети и минареты
Краеугольным камнем исламской культуры стали мечети — святилища пророка. Первые мечети были очень простыми, по со временем их архитектура усложнялась, и одновременно они становились все более богато украшенными как изнутри, так и снаружи.

Мечеть возводится вокруг большого квадратного внутреннего дворика, окруженною арками. Вначале эти дворики были открыты сверху, но со временем над ними начали возводить купола, ставшие характерной деталью исламской архитектуры.

Ниша, которую называют михраб, направляет взгляд верующего в сторону Мекки, — священного для мусульман города, родины Мухаммеда. На вершине мечети располагается минарет, с которого священники-муэдзины созывают верующих на молитву.

Абстрактный узор и стилизация
Коран, священная книга мусульман, запрещает создавать изображения святых, и в VIII в. исламская церквь запретила изображать не только святых, но и любые существа, чтобы не умалять роль Бога — творца всего живого на Земле.

Зная о подобных ограничениях, не приходится удивляться тому, что исламская живопись по преимуществу декоративна. Главными ее элементами стали двухмерный плоский узор и каллиграфия. Если в светском произведении искусства (например, на ковре) и встречаются изображения людей или животных, то они сильно стилизованы, сведены к упрощенным формам и составляют часть общего декоративного узора.

Влияние на западную культуру
В 1495 году Леонардо да Винчи опубликовал серию основных узоров, выполненных по исламским мотивам, и впоследствии эти узоры начали широко применяться венецианскими гончарами, кузнецами и ювелирами. Предложенные Леонардо узоры стали образцами и для представителей многих других ветвей прикладного искусства.

В частности, те же геометрические узоры использовались для украшения рукописных книг и уже в начале XVI в. распространились почти по всей Европе. Отметим, что в исламской культуре был очень популярен «растительный» узор, составленный из стилизованных листьев, цветов и завитков.
В частности, перевитыми пальмовыми листьями украшены самые древние рукописные копии Корана. Узоры из перевитых цветов и листьев появились намного раньше в Азии и Китае, но широкое применение и дальнейшее развитие получили именно в исламской культуре. Эти стилизованные узоры называются арабесками и очень часто встречаются на коврах, керамике, металлических изделиях и плитке.
Искусство каллиграфии
Важными декоративными элементами в исламской культуре всегда были каллиграфия и выполненные арабской вязью надписи. Древнейший арабский шрифт называется куфи. Этим угловатым благородным шрифтом написаны древнейшие списки Корана.

Древнейший арабский шрифт называется куфи.

Древнейший арабский шрифт называется куфи.

Сделанные тем же шрифтом надписи можно встретить   на   гробницах,   монетах,  стенах домов. Надпись на стене должна была подчеркивать, важную роль данного строения, поэтому арабской вязью почти всегда покрыты минареты мечетей. На стенах мечетей часто можно найти написанные строки из Корана, а купола мечетей принято украшать девяносто девявятью Великими именами Бога, написанными вязью.

Интересно, что прежде мусульмане в основном были неграмотны, поэтому надписи воспринимались ими исключительно как декоративное украшение.

Загадки и головоломки
Очень часто мусульманские художники-каллиграфы увлекаются загадками и головоломками. Они создают так называемые каллиграфические картинки, состоящие из стилизованных букв, по форме напоминающих животных, птиц, насекомых, лодки, лица, фигуры. Написанный текст, как правило, украшается узорами из цветов и листьев.
Нередко буквы намеренно искажаются: на пример, меняется чередование толстых и тонких линий, из которых состоят буквы, некоторые буквы удлиняются, а иногда несколько букв сливаются друг с другом.

Пока комментариев нет.

Оставить мнение