Урок рисования натюрморта масляными красками

Интересную композицию художник всегда может составить даже из самых обычных вещей. Сегодня мы напишем масляными красками натюрморт из предметов кухонного обихода.

Подходящие для натюрморта предметы можно найти буквально повсюду, в том числе и на кухне. В данном случае были отобраны предметы, различающиеся по тону и фактуре: старая разрисованная миска с выщербленным краем контрастирует со сверкающей, гладкой синей тарелкой, а темная сковорода четка выделяется на фоне светлой стены.

Настоящий художник всегда окружен удивительными предметами. Даже посуда на кухне у него, судя по рисункам, особенная. И это вовсе не потому, что она имеет какую-то художественную ценность или куплена в антикварной лавке. Просто художник может подарить самой простой тарелке характер, подчеркнуть ее красоту и индивидуальность. Даже маленькая щербинка на керамическом кувшине в таком исполнении будет выглядеть мило и привлекательно.

Художник относится к каждой плошке, чашке и тарелке, как к модели. И рисует он не миску или чайник, а своего рода портрет миски или чайника. Согласитесь, разница огромная. Вот он взял в руки один, другой предмет, поставил их рядом — и это уже не просто кухонная посуда, а натюрморт. Осталось его написать.

Тень показывает объем
Для того чтобы придать предметам на картине объем, очень важно рассмотреть и запечатлеть отбрасываемые этими предметами тени. Определяющую роль при этом играет расположение и интенсивность источника света. На нашей картине свет падает слева, и вы должны постоянно помнить об этом во время работы. При таком освещении каждый предмет на вашем рисунке будет выглядеть объемным, если его левая сторона будет более слабо окрашена, чем правая, удаленная от источника света. Особенно этот контраст заметен на кувшине и миске.

Цветная грунтовка смягчает рисунок
То, что холст загрунтован краской, близкой по тону к краске, которой выкрашена служащая фоном стена, даст возможность легче оперировать с тонкими тональными переходами, световыми бликами и тенями. Кроме того, цветная грунтовка приглушает сияние, исходящее от белой грунтовки.

Для урока рисования масляными красками понадобится:
Обтянутая холстом доска размером 41×51 см
5 масляных красок: жженая сиена, французский ультрамарин, неаполитанская желтая, титановые белила, интенсивный желтый кадмий
Уайт-спирит
Кисти: плоские №№4 и 12, орех №6
Ветошь
Большой мастихин

1 Окрашиваем холст

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 1

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 1

Разбавьте жженую сиену уайт-спиритом до консистенции жидких сливок. Возьмите плоскую кисть №12 и покройте весь холст ровным слоем краски. Не волнуйтесь, если на поверхности останутся видны мазки кисти. Следите только за тем, чтобы на рисунке не образовывались потеки краски: сразу же снимайте их чистой тряпкой.

2 Делаем набросок композиции

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 2

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 2

Добавьте к своей грунтовке немного ультрамарина. Возьмите плоскую кисть №4 и набросайте на холсте основные контуры будущей композиции. Если при этом вы допустили ошибку, просто сотрите краску тряпкой и перепишите рисунок заново.

Как удалить лишнюю краску
Поскольку масляная краска долго сохнет, вы легко можете снять часть влажной краски слегка смоченной в уайт-спирите тряпкой. Этот прием очень хорош тем, что с его помощью вы можете уже на ранних стадиях работы устанавливать светлые участки и пятна, не используя для этого дополнительные краски.

3 Добавляем отдельные светлые и темные пятна

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 3

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 3

Чтобы образовать светлые участки на ручке кувшина и стенках миски, снимите часть краски, следуя «Совету специалиста». Чтобы написать темные пятна, смешайте немного ультрамарина со жженой сиеной и разведите уайт-спиритом. Возьмите кисть №6 и напишите тень на стене от кувшина и миски, а также темное пространство внутри кувшина и рукоятку ножа.

4 Делаем подмалевок фона

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 4

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 4

Смешайте неаполитанскую желтую краску с небольшим количеством жженой сиены и белил, чтобы получить краску цвета бледной буйволиной кожи. Добавьте в смесь несколько капель уайт-спирита и, продолжая работать кистью №6, окрасьте стену на заднем плане широкими вертикальными мазками. Будьте внимательны, когда дойдете до тени от кувшина и миски в правой части картины.

5 Добавляем новые темные тона

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 5

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 5

Продолжая работать той же кистью, напишите темную часть сковороды, включая ручку. Для этого смешайте ультрамарин пополам со жженой сиеной и добавьте немного неаполитанской желтой краски. С особой осторожностью заполните пространство, ограниченное ручкой и боковой стороной кувшина. Углубите той же краской тон рукоятки ножа.

6 Пишем скатерть

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 6

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 6

Смешайте четыре части неаполитанской желтой краски с одной частью жженой сиены и напишите скатерть. Чтобы воссоздать фактуру ткани, нанесите краску грубыми мазками кисти, следуя направлению складок на скатерти. Добавьте белилами световые блики на скатерти.

Смена техники
Этот живой, выразительный этюд наш художник написал не масляными красками, а масляной пастелью. Видавшая виды сковорода нарисована здесь широкими, свободными штрихами, а форма остальных предметов описана несколькими быстрыми простыми линиями. Такая свободная манера годится не только для создания быстрых подготовительных набросков, но и для совершенно самостоятельных, законченных этюдов наподобие того, что вы видите ниже,

7 Окрашиваем тарелку

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 7

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 7

Добавьте к ультрамарину немного жженой сиены и белил. Напишите этой синей краской тарелку. Одновременно вы опишете и форму кувшина. Не забудьте, что часть тарелки видна в просвете ручки кувшина.

Теперь мы установили очертания всех основных элементов композиции, и можно замяться округленными формами, тенями и световыми бликами.

8 Придаем реалистичность разделочной доске

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 8

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 8

Продолжайте работать кистью №6. Смешайте жженую сиену пополам с неаполитанской желтой краской и напишите деревянную разделочную доску. Для более темных участков древесины добавьте в смесь еще немного жженой сиены, а для того чтобы написать торцевую часть доски, добавьте в ту же смесь немного ультрамарина.

9 Работаем над кувшином и миской

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 9

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 9

Смешайте светлую, почти белую, краску из белил с добавлением неаполитанской желтой краски, Вначале напишите этой краской кувшин. Будьте очень осторожны, когда дойдете до его верхнего края и ручки. Следите за тем, чтобы ручка кувшина не получилась слишком толстой. Затем напишите свободными мазками кисти ободок миски. Проглядывающая кое-где цветная грунтовка поможет создать эффект выщербленного края.

10 Заканчиваем писать тени

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 10

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 10

Смешайте светлую серо-голубую краску из двух частей ультрамарина, одной части жженой сиены и добавленных на кончике кисти белил. Возьмите кисть №6 и напишите затененные участки внутри кувшина и на его правой стороне, а также затененную внутреннюю часть миски. Проведите тонкую линию под ободком миски и нанесите тень на ее правую сторону.

11 Завершаем работу над синей тарелкой

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 11

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 11

Перейдите на кисть №4. Смешайте бледно-голубую краску из ультрамарина и белил и изогнутыми мазками кисти опишите круглую форму тарелки. Не закрашивайте поверхность полностью. Если на ней местами будет проглядывать нижний слой краски, тарелка будет смотреться намного интереснее.

На этой стадии натюрморт можно считать готовым. Предметы на картине ВЫГЛЯДЯТ очень реалистично, а отбрасываемые тени придают им устойчивость В пространстве. Однако при желании вы можете добавить еще световые блики на тарелку, кувшин и миску, темные тени на сковороду и орнамент на внутренней стороне миски.

12 Добавляем самые темные тона

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 12

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 12

Возьмите плоскую кисть №4, смешайте жженую сиену пополам с ультрамарином и напишите похожие на полумесяц тени на сковороде. Добавьте немного этой краски к белилам, чтобы получить светло-серый цвет. Напишите боковой стороной кисти светло-серое лезвие ножа.

13 Добавляем самые светлые тона

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 13

Пошаговый урок рисунка маслянными красками - шаг 13

Выдавите прямо из тюбика немного белил и напишите яркие световые блики на тарелке, левой стороне кувшина. ободке миски и лезвии ножа.

14 Придаем картине выразительность

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 14

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 14

Смешайте ультрамарин пополам со жженой сиеной, наберите немного краски на мастихин и нарисуйте боковой стороной его лезвия узкую тень, лежащую под лезвием ножа. Затем добавьте к ультрамарину немного белил, возьмите кисть №4 и нарисуйте орнамент на внутренней поверхности миски, Теплые тона орнамента напишите интенсивным желтым кадмием.

Пошаговый урок рисунка масляными красками — результат

Пошаговый урок рисунка масляными красками - результат

Пошаговый урок рисунка масляными красками - результат

А Контрасты фактуры
Поверхность прокопченой старой сковороды написана приглушенными, землистыми тонами, С фактурой сковороды контрастирует фактура стоящих на ее фоне гладких блестящих предметов,

Б Белые блики
Форма эмалированного кувшина и направление источника света показаны бликами, написанными чистыми белилами. Эти же блики помогают описать фактуру металлических предметов.

В Просвечивающий слой грунтовки
Фактуру можно не выписывать специально. Просвечивающий сквозь отдельные мазки белил слой грунтовки позволил художнику создать фактуру выщербленного края миски,

1 мнение на “Урок рисования натюрморта масляными красками”

  1. Аноним
    23 апреля 2017 at 20:23 #

    спасибо

Оставить мнение