Урок рисования пейзажа масляными красками

Пишем погруженную в сумерки речную сцену, внимательно изучая тонкие оттенки цвета и тона. Для этой работы лучше всего подойдут масляные краски.


Пейзаж — особый жанр живописи. Он сочетает в себе чувства, пробудившиеся в художнике от созерцания природы, и мастерство, с которым он передает зрителю состояние своей души. На этом занятии у вас есть возможность правдиво изобразить живые краски природы, особенность вечернего освещения, переливы воды.

На закате освещение меняется на редкость быстро и неожиданно, поэтому если вы вдруг решите писать сцену заката с натуры, это, скорее всего, выльется в бесконечные поправки. Вы ежеминутно будете вносить их в цветовую гамму своей картины — и так до самого наступления темноты.

Работа по фотографиям
Хорошим подспорьем могут стать фотографии, на которых выбранная сцена запечатлена в нужный момент, а именно — в вечерних сумерках. Разложив перед собой такие фотографии, вы можете не спеша работать над
картиной у себя в мастерской. Однако у фотографий есть масса недостатков. Главный из них состоит в том, что фотокамера не столь чувствительна, как человеческий глаз.

Особенно явно этот недостаток проявляется в сценах, подобных той, что выбрана для сегодняшнего занятия (речной пейзаж в контражуре). На фотографии затененные деревья на берегу выглядят черными, а поверхность воды — белой. Но если рассмотреть ту лее сцену не на фотографии, а в жизни, можно убедиться в том, что оттенков цвета и тона в природе намного больше, чем на фотографии. Второй недостаток фотографии состоит в том, что она почти всегда искажает цвета. Это во многом зависит от типа пленки и оттого, как ее проявили и отпечатали.

Вспомогательный набросок
Не следует полностью отвергать фотографии. Их просто надо подкрепить быстрым наброском с натуры. Этот этюд позволит вам точно запечатлеть цвета и тона живой природы. Совсем необязательно писать такой набросок маслом. Вы вполне можете сделать это более подходящими для такого случая цветными карандашами или пастелью. Делая набросок, не заботьтесь о деталях — ведь вы пишете не готовую работу, а всего лишь, если так можно выразиться, «делаете заметки» и заодно тренируете свою зрительную память.

Для урока рисования масляными красками понадобятся:
Натянутый холст размером 30×25 см, загрунтованный акриловой краской жженая сиена
Карандаш 2В
Круглые кисти: №№3,8 и 12
Палитра
Ветошь
Растворитель для красок
Скипидар
9 масляных красок: сырая сиена, ультрамарин, титановые белила, оранжевый хром, неаполитанская желтая, желтая охра, синий кобальт, лазурь, черная

1 Намечаем сцену

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 1

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 1

Сделайте на высохшем после покрытия грунтовкой холсте набросок сцены карандашом 2В. Начните с линии горизонта в нижней половине холста. Не проводите эту линию точно посередине — от этого вся сцена станет излишне статичной и невыразительно симметричной. После этого наметьте основные элементы композиции — деревья, лодку и реку.

2 Пишем дальние деревья

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 2

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 2

Поскольку дальние деревья расположены против света, они кажутся сплошной массой и не позволяют рассмотреть какие-либо детали. Возьмите кисть №8 и смешайте сырую сиену, ультрамарин и белила. Для того чтобы этот участок картины все же не выглядел однородным темным пятном, каждый раз набирайте на кисть иное количество краски.

3 Рисуем деревья на среднем плане

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 3

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 3

О Добавьте в смесь еще немного сырой сиены и ультрамарина и напишите деревья на острове и на правом берегу реки. Добавьте еще немного ультрамарина, чтобы нанести этим темным тоном лежащую у подножия деревьев тень. После этого добавьте сырую сиену и напишите этим новым, более светлым и теплым, тоном верхушки деревьев, освещенные пробивающимся сквозь листву светом.

Теперь начнем писать близко расположенными параллельными мазками воду. В отличие от написанной свободными мазками листвы, вод}’ следует писать более спокойно и методично. Небо мы оставим для заключительного этапа, когда у нас появится возможность оценить цветовой баланс всех остальных элементов композиции.

4 Пишем освещенную солнцем воду

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 4

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 4

Очистите кисть смоченной в скипидаре тряпкой, а затем смешайте очень бледную краску цвета сомон из оранжевого хрома, неаполитанской желтой краски и большого количества титановых белил. Начните писать воду с заднего плана. Наносите краску короткими горизонтальными мазками, а по мере приближения к переднему плану картины постепенно добавляйте в краску оранжевый хром.

Тональный этюд
Сконцентрировав внимание на цвете, можно забыть про светотень. Чтобы этого не произошло, сделайте предварительный тональный этюд. Он поможет вам правильно выдержать световое решение композиции. Помимо всего прочего, такой этюд будет интересен и сам по себе. Посмотрите, здесь наш художник с помощью черной краски и белил создал нечто большее, чем просто тональный набросок. Его этюд динамичен и превосходно передает атмосферу сумерек.

5 Пишем затененные участки воды

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 5

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 5

Эти участки следует также написать, двигаясь от заднего плана к переднему, и такими же короткими горизонтальными мазками кисти. Начните с той же смеси, которой вы писали тени под деревьями на среднем плане: большое количество ультрамарина, немного сырой сиены и совсем немного титановых белил. По мере приближения к переднему плану добавляйте в смесь сырую сиену и белила.

6 Заканчиваем писать освещенную солнцем воду

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 6

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 6

Вновь снимите с кисти остатки краски. Смешайте оранжевый хром, неаполитанскую желтую краску и белила, чтобы написать участок воды слева. Осторожно добавьте крапинки этой краски на затененные участки воды — они будут создавать эффект ряби, одновременно обозначая на поверхности реки отражающиеся от верхушек волн искорки света. При желании можно добавить в краску немного растворителя — это поможет плавно смешивать края мазков.

7 Пишем стоящее слева дерево

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 7

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 7

Возьмите кисть №12 и смешайте ультрамарин и сырую сиену. Напишите стоящее слева дерево свободными широкими мазками кисти. Ствол и толстые ветви дерева напишите почти чистым ультрамарином, а для того чтобы написать освещенную пробивающимися лучами солнца листву, добавьте в смесь немного желтой охры. По ходу работы вы можете смело вносить изменения в цвет листвы на других участках картины — например, можно добавить крапинки почти чистой желтой охры на стоящие на острове деревья и такие же крапинки, но на этот раз почти чистого ультрамарина, на деревья, стоящие справа на среднем плане.

8 Начинаем писать речной берег

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 8

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 8

Продолжая работать той же смесью ультрамарина и сырой сиены, напишите самым кончиком кисти длинные тонкие стебли травы, торчащей у подножия дерева. Поскольку эти стебли не отражают света, их можно написать почти чистым ультрамарином.

9 Заканчиваем писать берег

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 9

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 9

Добавьте в смесь ультрамарина и сырой сиены немного желтой охры и синего кобальта, чтобы закрасить край берега. Смешайте синий кобальт и желтую охру и напишите на речном берегу траву. Чтобы сделать тон более теплым, добавьте мазки почти чистой желтой охры. Нанесите отдельные пучки травы легкими отрывистыми мазками кисти.

10 Начинаем писать небо

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 10

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 10

Тщательно очистите кисть скипидаром. Смешайте лазурную краску, оранжевый хром и белила и начните писать небо, двигаясь вниз от верхнего края холста. Цвета неба должны зеркально повторять цвета освещенных участков воды.

11 Пишем нижнюю часть неба

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 11

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 11

По мере приближения к горизонту добавляйте в смесь больше белил и оранжевого хрома. Напишите освещенные солнцем края облаков густыми мазками почти чистых белил. Добавьте крапинки краски, которой вы пишете небо, на стоящее слева дерево. Таким образом вы передадите просветы в листве. Для того чтобы нанести краску вокруг виднеющихся на горизонте деревьев, смените кисть №8 на кисть №12.

12 Рисуем шесты

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 12

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 12

Возьмите кисть №3, смешайте немного черной краски и белил и напишите стоящие вдоль берега шесты. Они усиливают ощущение перспективы и помогают вести взгляд зрителя в глубину сцены.

Теперь вы можете создать фокальную точку композиции. Совершенно очевидно, что это должна быть лодка. Для того чтобы лодка не слишком бросалась в глаза, мы напишем се в отдалении и частично скроем тенью.

13 рисуем катер

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 13

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 13

Продолжая работать кистью №3, напишите кабину катера. Для этого подмешайте к ультрамарину белил. Чтобы написать корпус катера, добавьте в белила немного ультрамарина. Нарисуйте буек чистым оранжевым хромом.

14 Завершаем работу над картиной

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 1

Пошаговый урок рисунка масляными красками - шаг 1

Подмешайте к белилам ультрамарин и напишите гребную шлюпку. Лодка привязана к катеру канатом. Возьмите чистый оранжевый хром и нарисуйте между ними тонкую полоску самым кончиком кисти. Белилами изобразите на крыше катера несколько световых бликов.

Пошаговый урок рисунка масляными красками — результат

Пошаговый урок рисунка масляными красками - результат

Пошаговый урок рисунка масляными красками - результат

А Цветовая гамма
При внимательном изучении становятся заметны присутствующие в стоящем слева дереве желтые, зеленые, синие и коричневые тона. На снимке же это дерево выглядит однотонным — темно-зеленым.

Б Тени на воде
По тону и цвету окружающая остров вода почти не отличается от самого острова. Это подчеркивает зеркальную прозрачность водной поверхности и полное безветрие в природе.

В Воздушная перспектива
Глубину пространства картины создают дальние деревья, написанные приглушенным сине-голубым тоном. Здесь мы не видим ни отдельных деревьев, ни каких-либо других деталей.

1 мнение на “Урок рисования пейзажа масляными красками”

  1. Ольга
    14 апреля 2013 at 10:27 #

    Спасибо за ваши замечательные уроки, так доходчиво объясняете,все картины красивые, этот речной пейзаж я тоже написала, благодаря вашим урокам.

Оставить мнение