Две стадии кубизма

Если предпринять попытки обнаружить истоки современной живописи, то поиски неизбежно приведут нас к работам одного или нескольких представителей этого не укладывающегося в рамки стереотипов течения – кубизма.

Для того чтобы понять, каким образом и за счет чего абстрактная манера Пикассо и Брака сумела развиться в одно из самых влиятельных направлений в истории живописи, необходимо заглянуть в истоки кубизма – явления странного, но очень притягательного. После этого вы сможете попытаться внести элементы кубизма и в свои собственные работы.

Начало XX века ознаменовалось критическими сдвигами в мировой духовной культуре, что не могло не затронуть искусство. Принципы уже пережившего период расцвета импрессионизма оспаривало течение, получившее название «постимпрессионизм». Каждый из его представителей — Поль Гоген (1848—1903) и Винсент Ван Гог (1853—1890), Жорж Сера (1859—1891) и Поль Сезанн (1839—1906) — оставил яркий след в истории живописи именно потому, что смотрел на мир новым, свежим взглядом.

На пути к кубизму
Сезанн учил своих последователей тому, что художник в любом предмете должен увидеть простые формы — сферу, конус и цилиндр. Он также считал, что цвет и тон равнозначны и неправильным было бы вначале размечать цвета, и только затем — тона. Именно эти идеи Сезанна были подхвачены Пабло Пикассо (1881—1973) и Жоржем Браком (1882—1963) и легли в основу нового направления в живописи, названного кубизмом.

Картина «Бутылка Баньоль »
Картина «Бутылка Баньоль »

Картина «Бутылка Баньоль » (1914) выполнена в технике гуаши и коллажа, что было характерно для литеры испанскою художника Хуана (риса, одного из ведущих кубистов начала прошлого века. Особое внимание Грнс уделял композиции и описанию различных фактур. Как правило, Предметы на его картинах распознаются легче, чем у большинства других художников-кубистов.
Художественным музей, Берн/Художественная библиотека Бриджмена.

Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты

На картине Пабло Пикассо «Музыкальные инструменты» (1912) формы струпных инструментов сведены к прямоугольник окрашенным плоскостям, перекрывающим друг друга на композиции, которой художник придал форму овала.

Новое видение
Анализируя структуру форм, Пикассо и Брак выработали свое уникальное видение окружающего мира. Они начали изображать предметы не с одного, а одновременно с нескольких ракурсов, разбирая предмет на отдельные плоскости так, как если бы он был прозрачным. Предмет у них оказывался «разобран» на простейшие формы, отчего его очертания становились неузнаваемыми, хотя и состоящими из легко распознаваемых по отдельности фрагментов.

Во время первой фазы развития кубизма, продолжавшейся с 1909 по 1912 год и получившей название «аналитический кубизм», в работах Пикассо и Брака преобладал приглушенный колорит. Художники увлекались в это время не цветом, а структурой композиции.

Они описывали обычные, повседневные предметы совершенно необычным образом. Художники-кубисты словно приглашали зрителя заглянуть в скрытую суть вещей и увидеть в банальной вещи сложное, загадочное сочетание простейших форм и плоскостей.

Новаторство художников-кубистов проявлялось в том, что они намеренно стремились изобразить предмет или фигуру не такими, какими они видятся в действительности, а такими, какими их видит сам художник.
Позже кубисты стали включать в свои композиции «реальные» предметы — такие, как куски обоев, клочки газет и обладавший яркой фактурой деревянный шпон. Все это наклеивалось прямо на поверхность картины, разрушая ровную плоскость полотна, — это ознаменовало рождение жанра «коллажа»,
Вторая фаза развития кубизма получила название «синтетический кубизм». Теперь, вместо того чтобы разбивать на простые формы реальный предмет, Пикассо начал собирать из этих форм свои собственные предметы.

Натюрморт со скрипкой и кувшином
Натюрморт со скрипкой и кувшином

Серия наслаивающихся друг на друга плоскостей придает прозрачность картине Жоржа Брака «Натюрморт со скрипкой и кувшином» (1910). Приглушенный колорит характерен для периода, получившего названые «аналитический кубизм».

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.