Остановись, мгновенье!

Рассмотрим приемы, с помощью которых художникам удается передать на своих картинах ощущение движения.

Итальянские художники-футуристы первыми задались целью не просто запечатлеть на полотне движение, но и передать ощущение от ею восприятия. Их картины содержат мгновенное впечатление от увиденной в реальности сиены и представляют собой эмоциональное отражение окружающего мира высоких скоростей.

Поезд Красною Крести, проезжающий через деревню
Поезд Красною Крести, проезжающий через деревню

На этой футуристической картине «Поезд Красною Крести, проезжающий через деревню» ее автор, Джино Северина, передает ощущение скорости с помощью повторяющихся элементов (клубы пара и пр.) и пишет сельский цензам в стилистике абстракционизма.

Долгое время для художников было большой проблемой передать движение па статичной двухмерной плоскости, а именно на поверхности картины. До второй половины XIX века художники использовали прием, который называется «застывшее движение».

При этом они либо просили свою модель принять какую-то конкретную позу и зарисовывали ее, либо делали быстрые наброски с людей, занятых каким-нибудь повседневным занятием: работающих, танцующих или просто идущих куда-то.

Фотографический прорыв
Первые фотографы заставляли своих клиентов подолгу сидеть перед камерой в полной неподвижности, так как для экспозиции требовалось довольно много времени. Но достаточно скоро стало ясно, что с помощью фотографической камеры можно не только делать портретные снимки, но и фиксировать движение,
Настоящий переворот в живописи произвели работы знаменитого фотографа Эдвейр-да Майбриджа (1830—1904), много занимавшегося проблемами фиксации движения. В 1870-х годах Майбридж выпустил несколько серий моментальных снимков, запечатлевших отдельные фазы движения.

Это были идущие, бегущие! прыгающие, бросающие мяч мужчины, женщины и дети, а также скачущие лошади  или бегущие собаки. С появлением этих работ художники получили возможность спокойно и внимательно изучать те скоротечные фазы движения, которые просто невозможно зафиксировать взглядом. Так, например, выяснилось, что вплоть до этого времени все без исключения художники неправильно изображали ноги несущейся галопом лошади.

Выдающимся мастером передавить движение был Эдгар Дега, любивший писать танцовщиц в балетных классах и на сиене. Разнообразие поз персонажей, а также открытый Дета прием — обрезанная краем полотна фигура, — делали его картины очень похожими на моментальные фотографии, запечатлевшие и остановившие мгновение жизни.

Сила и скорость
Первыми, кто непосредственно сосредоточился на изображении машин и фигур к движении. стали итальянские футуриста. Это была эпоха технической революции, стремительно менявшей облик окружающего мира, — время появления первых автомобилей, аэропланов, автоматического оружия.

Фиксируем движение на бумаге

Попробуйте выполнить предлагаемое упражнение в любой технике, за исключением акварели (для этой работы лучше использовать непрозрачные материалы). Возьмите натянутый на доску холст или лист бумаги формата A3 и большие кисти.

Выберите ветреный день и развесьте на веревке несколько маек, юбок, джинсов и шарфов. Постарайтесь выбрать одежду контрастных тонов. Расположитесь под прямым углом к ветру — так, чтобы одежда развевалась прямо перед вами.

Сначала просто понаблюдайте за одеждой, а затем начинайте рисовать. Присмотритесь к очертаниям,которые принимают на ветру те или иные предметы одежды, и к тому, каким образом они поднимаются, опускаются и изгибаются в зависимости от силы ветра. Начните с самых темных тонов и постарайтесь запечатлеть кистью основные движения предметов. После этого добавьте более светлые и самые светлые тона, не боясь наносить краски одна на другую. Смелее используйте “эффект эха” – и размывайте края предметов.

Очень скоро вы освоитесь и поймете, что передать движение на картине совсем не так сложно, как могло показаться вначале.

Энергия мазка
Судить о том, насколько эффектной была техника футуристов, вы можете сами, рассмотрев предложенные иллюстрации. Большинство специалистов считают более интересными в плане передачи движения работы Дега, умевшего запечатлеть на полотне «остановленное мгновение». Заметим также, что такое яркое явление в искусстве, как футуризм, просуществовало очень недолго, и теперь художники-футуристы известны лини, немногим знатокам живописи, в то время как об импрессионистах знает каждый. Пожалуй, самым значительным наследием футуристов можно считать их идеи о том, что энергию движения необходимо передавать с помощью энергии мазка. 11озже эти идеи нашли продолжение в творчестве художников-экспрессионистов XX века.

Репетиция
Репетиция

Самые разные виды движений можно увидеть на картине Эдгара Дега (1834—1917) «Репетиция». Одни балерины запечатлены здесь в строгих балетных позах, а позы других, не занятых в данный момент балерин, выглядят свободными и расслабленными.

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.