Рисуем пастелью фигуру человека

Любые публичные места — это неисчерпаемый источник вдохновения для художника. Здесь он может подсмотреть сюжет своей жанровой картины.

Бывая в многолюдных местах, художник, как  правило, устраивается поудобнее где-нибудь в уголке, как охотник в засаде, и внимательно наблюдает. Достает карандаш и делает быстрые наброски в блокноте, а затем превращает эти наброски в художественное произведение. Сегодня мы с такой же целью посетил! уличное венецианское кафе.
Посмотрите на людей, изображенных в центре этой картины (в конце статьи). Место действия — кафе в Венеции. Человек в очках  это владелец художественной галереи. Женщина, сидящая напротив него, — менеджер проходящей в галерее выставки, которая, к сожалению, не вызвала интереса публики. Эта пара обсуждает сложившуюся ситуацию, а официант тем временем безуспешно пытается привлечь их внимание к меню. Вряд ли кто-нибудь из нашей троицы обращает внимание на сидящего неподалеку художника, с интересом наблюдающего за этой сценкой.

Фотографировать занятых деловым разговором людей весьма неучтиво, однако ничто не мешает вам сделать несколько снимков интерьера. В дальнейшем они дополнят наброски, по которым вы будете восстанавливать этот сюжет в своей мастерской.

Прекрасный материал для набросков
Масляная пастель — яркая и удобная для работы на пленэре — идеальный материал для подобных набросков. Поскольку вы никогда не можете знать заранее, когда и что именно привлечет ваше внимание, постоянно носите с собой блокнот для зарисовок и пару палочек пастели.

Иллюзия глубины пространства
Иллюзию глубины пространства картины вы можете создать, если напишите фигуры на переднем плане очень четко и детально, а фигуры на среднем и заднем планах — более условно, опустив все мелкие детали. Всегда поступайте именно так, когда будете рисовать многолюдные сцены: изображайте фигуры на переднем плане подробно, а удаленные в пространстве — лишь несколькими мазками краски.

Для урока рисования пастелью понадобится:
Лист светло-серой бумаги для пастели размером 56×76 см
15 масляных пастелей: прусская синька, индийская красная, темная сине-зеленая, неаполитанская желтая, темная жженая сиена, оранжевый кадмий, светлая желтая охра, жженая сиена, сырая умбра, темная сырая умбра, белила, красный кадмий, темная жженая умбра, желтая охра, розовато-лиловая
Круглая щетинная кисть №7
Скипидар
Поделочный нож

1 Начинаем с контуров

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 1
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 1

Начните намечать контуры рисунка прусской синькой. Следуйте при этом «Совету специалиста». Регулярно проверяйте, правильно ли вы соблюдаете масштаб фигур.

2 Окрашиваем фон

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 2
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 2

Прусской синькой обозначьте основные затененные участки, заштриховав их легкими, свободными линиями. Закрасьте участок заднего плана позади фигур штрихами индийской красной пастели, прусской синьки и темной сине-зеленой пастели, осветленной неаполитанской желтой, Задний план должен быть написан просто и достаточно условно, чтобы не отвлекать на себя внимание зрителя, Набросайте фигуры сидящих на заднем плане людей смесью прусской синьки и темной жженой сиены. Шляпку на женщине закрасьте неаполитанской желтой пастелью, оранжевым кадмием и светлой желтой охрой. Добавьте темные телесные тона на лицо сидящего на заднем плане мужчины, используя для этого жженую сиену и сырую умбру. Затененные участки на его лице напишите индийской красной пастелью и жженой сиеной.

3 Работаем над передним планом картины

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 3
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 3

Возьмите неаполитанскую желтую пастель и светлую желтую охру, чтобы написать лицо женщины в шляпке. Затем переходите к работе над передним планом картины. Окрасьте волосы и платье женщины (менеджера галереи) насыщенными штрихами прусской синьки и темной сырой умбры. Следите, чтобы направление штрихов соответствовало линиям волос и складок на ткани, а между штрихами местами проглядывала светло-серая поверхность бумаги. Добавьте белилами несколько бликов. Напишите кожу на шее женщины ярким красным кадмием.

4 Размываем краску скипидаром

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 4
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 4

Слегка смочите в скипидаре круглую щетинную кисть №7 и смешайте цвета заднего плана. Смягчив таким образом фон, вы тем самым подчеркнете контуры находящихся на переднем плане фигур и визуально «вытолкнете» их из плоскости картины.

Эскиз фигуры
Сделать набросок сразу целой группы людей очень сложно, особенно если пытаться нарисовать их фигуры во всех подробностях. Гораздо удобнее рассматривать каждую фигуру с точки зрения геометрии. Нарисуйте овал — это будет голова. Наметьте на этом овале несколько наиболее характерных черт лица, а затем дорисуйте фигуру, трактуя при    1 этом торс и конечности как цилиндрические формы.

5 Трансформируем штрихи в размывку

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 5
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 5

Нанесите немного скипидара на синее платье сидящей на переднем плане женщины. От этого его цвет станет более ровным и густым. Прежде чем успеет высохнуть скипидар, нанесите несколько штрихов белилами, чтобы передать игру световых бликов на ткани.

6 Наносим детали на фигуру

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 6
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 6

Обведите фигуру владельца галереи и контур стоящего на столе бокала прусской синькой. Заштрихуйте той же краской брюки официанта. Окрасьте пиджак владельца галереи темной жженой умброй и темной сырой умброй, а рубашку — белилами. Напишите телесные тона на его лице желтой охрой, неаполитанской желтой, оранжевым кадмием и белилами.

7 Рисуем скатерть

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 7
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 7

Нарисуйте скатерть разнонаправленными штрихами белил. На затененной стороне столика используйте смесь белил, розовато-лиловой пастели и жженой сиены. Нанесите краски направленными вниз штрихами, а затем смешайте их смоченной в скипидаре кистью №7.

8 Счищаем излишки краски

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 8
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 8

Нарисуйте темной сине-зеленой пастелью бутылку вина, а затем добавьте несколько мазков красного кадмия. Прежде чем нарисовать белую этикетку на бутылке, снимите на этом участке слой пастели острым поделочным ножом. Теперь можно наносить белила, не опасаясь, что их цвет испортит проступившая темная краска.

9 Работаем над фигурой официанта

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 9
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 9

Нарисуйте белилами этикетку на винной бутылке в том месте, где вы только что счистили темную краску. Окрасьте руку официанта оранжевым кадмием и желтой охрой, а затем одним штрихом белил напишите узкий край подноса. Закрасьте белую куртку официанта широкими, плотными штрихами, используя боковую сторону палочки белил.

10 Заполняем полотно картины

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 10
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 10

Напишите волосы официанта жженой сиеной. Добавьте на заднем плане несколько штрихов желтой охрой. Дополните картину, нарисовав прусской синькой и сырой умброй несколько стоящих в отдалении столиков с сидящими за ними посетителями кафе.

Как снять слой пастельной краски
Если вы наносите пастель одного цвета поверх слоя пастели другого цвета, краски могут смешаться, и тогда на поверхности появляются нежелательные полоски нового, третьего, цвета. Чтобы не допустить этого, соскоблите вначале первый слой пастели и лишь затем окрасьте этот участок пастелью второго цвета,

11 Смягчаем контуры

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 11
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 11

Возьмите смоченную в скипидаре кисть №7 и смешайте краски на только что нарисованных столиках и фигурах и в пространстве между ними. Углубите телесный тон на лице официанта жженой сиеной и немного оживите его неаполитанской желтой пастелью. Затем подчеркните черты лица прусской синькой.

Теперь можно лишь добавить несколько отдельных деталей — например, углубить телесные тона. Если композиция кажется вам слишком компактной, расширьте рамки картины, добавив еще несколько столиков и фигур на втором плане.

12 Раздвигаем рамки картины

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 12
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 12

Возьмите прусскую синьку и еще больше раздвиньте границы картины влево, дорисовав для этого спину сидящей за столиком женщины, ее стул и несколько новых растений. Подобные дополнения помогут лучше сбалансировать композицию.

13 Вносим коррективы

Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 13
Пошаговый урок рисунка пастелью - шаг 13

Внимательно осмотрите свою картину и в случае необходимости внесите в нее последние исправления и дополнения. В данном случае художник немного расширяет верхний край картины. Таким образом он разбивает слишком явную горизонталь, образованную выстроенными в линию растениями.

Пошаговый урок рисунка пастелью – результат

Пошаговый урок рисунка пастелью - результат
Пошаговый урок рисунка пастелью - результат

А Туманное пространство
Линии штрихов, которыми изображены фон и удаленные от зрителя фигуры и предметы, смягчены и слегка размыты. Фигуры и предметы на переднем плане написаны отчетливо и детально. Это помогает создать иллюзию глубины пространства картины.

Б Фигуры на заднем плане
Фигуры на заднем плане всего лишь намечены несколькими штрихами краски и лишены каких-либо мелких деталей. Так, например, эта фигура нарисована несколькими штрихами пастели, намечающими голову и торс сидящего за столиком человека.

В Участки смешанного цвета
Здесь использовано свойство масляной пастели растворяться под воздействием скипидара. Штрихи пастели на отдельных участках картины были смешаны смоченной в скипидаре кистью. Эти участки выглядят более однородными по цвету и более гладкими по фактуре.

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.