Рисуем тушью тон и контраст

Тон — это степень светлоты или темноты цвета. Художник, работающий тушью, имеет дело с черным, белым и серыми цветами. Белый цвет – это цвет чистой бумаги. Если на белые участки нанести немного туши, получаются серые оттенки. Чем больше просвечивает бумага, тем светлее серый цвет. С каждым новым штрихом серый цвет становится все темнее. Когда штрихи расположены так близко друг к другу, что белая поверхность больше не видна, получается черный цвет.

Рисуем тушью тон и контраст
Рисуем тушью тон и контраст

Изменение тона в работе пером и тушью может быть достигнуто двумя способами: наложением черных штрихов слой за слоем (см. пример А) или более тесным расположением точек (см. пример В).

Соотношение тонов очень важно в работах тушью. Перенасыщение изображения белым цветом делает композицию плоской или выгоревшей на солнце. При чрезмерном использовании серых полутонов рисунок кажется перегруженным, переработанным. Когда же штрихов наложено так много, что работа стала почти черной, настала пора начинать все сначала.

Рисуем тушью контраст
Рисуем тушью контраст

Тон используется для создания объема. Сильно освещенные участки липа и волос контрастирую с темными и полутемными серыми оттенками, образуя четко выделяющиеся и тем не менее естественные контуры.

Помещая темные объекты на светлом фоне, вы создаете естественную границу, у которой встречаются два тона. Чем больше контраст между двумя тонами, тем отчетливее очертания предмета и, следовательно, тем сильнее он выделяется в рисунке.

Рисуем тушью тени предметов
Рисуем тушью тени предметов

Перед тем, как начать работу, решите, насколько светлым будет самый светлый тон в рисунке белый или светло-серый и насколько темным будет самый темный – темно-серый, близкий к черному или черный. Обрисуйте карандашом блики, чтобы напоминать себе об осторожном обращении с ними. Белые участки, на которые попала хоть капля чернил, трудно отчистить.

Непосредственно штриховка тушью начинается с работы над одной из серых областей, тон наносится лишь слегка для того, чтобы выделить более темные участки. Усиливайте тон темных участков постепенно. Часто случается, что какой-нибудь участок рисунка оказывается заштрихованным сильнее, чем хотелось, и тогда приходится всю работу делать более темной.

Контраст — ключ к четкому рисунку. Кроме контраста света и тени, играющего большую роль в формировании четких форм, существуют и другие важные виды контрастов. Фактура, направление штриха и размер рапидографа играют большую роль в их создании.

Фактура создается различными видами штриховки. Белые участки лишены фактуры. Контурные и параллельные линии помогают воссоздать простую гладкую поверхность. Точечная, пунктирная и перекрестная штриховка передает более сложную структуру. Штриховка волнистыми и запутанными линиями удачно отображает подвижные поверхности.

Когда две области близких тонов расположены бок о бок, фактура поможет отличить один объект от другого. Например, нарисованные соприкасающимися линиями стебли травы и изображенный с помощью точечной штриховки песок, из которого растет трава, отличаются, отделяются друг от друга только фактурой. Наиболее сильный контраст достигается размещением простых фактур рядом со сложными. Очень выразительные контрасты получаются при постепенном переходе одной фактуры в другую.

Изменение направления линии — еще один способ создания контраста. Он особенно эффективен, если в работе используется только один вид штриховки. Например, в рисунке, созданном исключительно вертикальными штрихами, изменение направления линии на горизонтальное очень привлекает внимание к отдельным фрагментам рисунка.

Переход линии с заднего плана на передний выдвигает предметы вперед, подчеркивая трехмерность изображения. Помните, однако, что на темных, полностью закрашенных участках рисунка изменение направления линии тоже может быть использовано.

Контраст создается также простым изменением размера наконечника, который вы используете.
В этом случае меняется не только толщина линии, но и количество наносимых чернил. В линиях, нарисованных более толстыми наконечниками, чернил больше и, следовательно, они темнее. (Другими словами, участок рисунка, прорисованный тонким наконечником, будет более светлым, чем тот, который проработан толстым).
Комбинируя различные вариации фактур, направления линий и размера наконечника, вы можете создавать бесчисленные контрасты.

Рисуем тушью контраст фактур
Рисуем тушью контраст фактур

Единственное, что ограничивает возможности художника, — его воображение.

Придание контраста рисунка направлением линий
Придание контраста рисунка направлением линий
Контраст в зависимости от размера наконечника
Контраст в зависимости от размера наконечника

Техника рисования тушью “отмывка тушью”

Необычный контраст текста и тона может быть достигнут, если работу пером сочетать с работой кистью. Для этого процесса нужна хорошо впитывающая влагу бумага (такая как акварельная), а также одна-две акварельные кисти. Для отмывки используется тушь, чернила или черная краска. Отмывки можно накладывал) вторым слоем на чернила, если они стойкие, их также можно слегка размазать кистью.

Краска, наложенная на сухую или слегка влажную поверхность, будет резко и четко выделять края предметов. Слои различных тонов накладываются друг на друга, образуя постепенный переход от светлого к темному. При этом каждому слою нужно дать хорошо просохнуть.
Для того, чтобы переход был более мягким, а общий гон более однородным, поверхность должна быть влажной. В том месте, где требуется плавный тоновый переход, следует смешивать светлую краску с более темной. Как только на кисти собирается краска, ее надо споласкивать и отжимать, чтобы граница темного цвета не заходила слишком далеко. Работайте на небольших участках рисунка, чтобы иметь возможность завершить отмывку весло рисунка до того, как краски высохнут.

Кистью можно создать фактуру, подобную нанесенной пером. Она делается па влажной, но не слишком мокрой поверхности (на ней не должно быть луж). Краска накладывается меткими мазками, а вода на бумаге помогает ей расплыться, растрепаться на отдельные, похожие на перышки пятна.

Техники рисования тушью
Техники рисования тушью

Техника рисования тушью “Сухая кисть”
“Сухая кисть” это прием, при котором кисть не смачивается водой, она макается непосредственно в чернила. Чернила наносятся обильным слоем, но, если кисть слегка промокнуть, можно получить более светлый оттенок. Я использую обычно старую плоскую синтетическую кисть, достаточно жесткую для того, чтобы втирать краску, но вполне мягкую для того, чтобы проводить хорошую, четкую линию. Рисунок, сделанный “сухой кистью”, немного похож на примитивный набросок.

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.