Стоящие против света

Пожалуй, изо всех эффектов освещения самым драматичным является так называемый контражур, при котором предмет выглядит темным силуэтом на светлом фоне.

Источник света художники, как правило, устанавливают сбоку. Однако не менее драматичный эффект возникает и в том случае, когда источник света установлен позади изображаемого предмета, который выглядит в этом случае темным силуэтом на светлом фоне. Этот прием называется контражуром или, буквально, — «против света».


На этой картине из серии Уолтера Снккерта «Морнингтон Презентн» (1908) можно различить не так много деталей, однако художник сумел создать иллюзию пространства, расположив обнаженную натурщицу па фойе освещенною окна.

Освещение играет огромную роль в создании настроения картины, а особенно драматичным выглядит противопоставление яркого света и глубокой тени. Сильными контрастами светотени увлекался еще великий Рембрандт (1606— 1669), постоянно использовавший в своих картинах эффект чиароскуро. Рембрандт любил освещать фигуры очень театрально, сильными лучами света, образующими глубокие резкие тени.

Композиционные возможности Контражур предоставляет художнику целый ряд интересных композиционных возможностей для реализации его творческого замысла. Прежде всего, поскольку силуэт предмета или человека четко вырисовывается на освещенном фоне, усиливается иллюзия глубины пространства. Кроме того, освещенный участок картины сразу становится фокальной точкой картины.

При этом, если речь идет об окне или двери, на полотне возникает своего рода рамка внутри рамы картины, также усиливающая иллюзию перспективы.

Решая использовать контражур, художник чаще всего старается поднять источник света выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее обычного и на ней уже невозможно изобразить мелкие детали. Однако тщательно смоделированные отбрасываемые тени создают иллюзию направленного движения и помогают художнику не только вести взгляд зрителя в глубину пространства картины, но и побудить его погрузиться в изучение нижней части полотна.

Очень полезно для любого начинающего художника поработать с большими участками темного тона на переднем плане такой картины. Темные краски следует накладывать в этом случае тонкими слоями.

Очертания предметов в этой части картины можно написать разнонаправленными мазками кисти и с помощью разных красок.

Большинство находящихся в глубокой тени предметов будет трудно узнаваемым, однако невозможность точно идентифицировать предмет всегда делает работу несколько загадочной и таинственной.


Па картине «Плит в Этяпле» 11887) Уплата Старо мы не видим источник свети, однако угадываем его расположение благодаря писанным в контражуре фигурам н отбрасываемым ими теням.

Жанровые сцены
Влияние французской живописи и импрессионизма привело в конце XIX века к зарождению британской жанровой живописи. Жанровыми называются сценки из повседневной жизни самых обычных людей, запятых своими обычными делами, — работающих, отдыхающих, ссорящихся и веселящихся. Жанровую живопись можно считать социальным явлением, поскольку очень часто художники описывали теневые стороны жизни — нищету, трущобы, ежедневную борьбу за кусок хлеба. Крупнейшими представителями британской школы жанровой живописи были Стенхоуп Форбс (1857— 1947), Уилсон Стар (1860—1942) и Уолтер Сиккерт (1860—1942).

Ощущение непосредственности
Будучи большим поклонником творчества французского художника Эдгара Дега (1834 — 1917), Сиккерт но примеру своего кумира чаще всего описывал жизнь обитателей бедных кварталов Лондона и часто прибегал к контражуру, что помотало ему придать своим сценкам ощущение непосредственности и сиюминутности происходящего. Его приглушенная палитра словно приглашала зрителя начать самостоятельно «исследовать» картину, все глубже и глубже погружаясь в происходящее на пей. Как и на картинах Дета, фигуры у Сиккерга редко повернуты лицом к зрителю.
Свои композиции он чаще всего решал, подобно своему учителю, в стиле «моментальной фотографии».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРАЖУРА
Контражур чаще всего используется п портретной живописи, хотя применение этого приема может выходить и за рамки интерьера. Очень интересно, например, может выглядеть пейзаж или городской вид с отброшенными на передний план четкими вытянутыми тенями.

Когда вы пишете в контражуре, очень важно исследовать цвет силуэтов, которые на первый взгляд кажутся черными. Лучше всего при этом сразу убрать с палитры черную краску, чтобы не возникало искушения притронуться к ней! Расположив источник света в верхней части картины, вы получаете наилучшую возможность исследовать темные очертания предметов на переднем плане. Края предметов при этом будут казаться слегка размытыми, теряющимися в темноте, а их формы — несколько плоскими, лишенными объема.

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.