Священные символы в искусстве Возрождения

Поняв значение символов, которыми пользовались художники эпохи Возрождения, вы сможете лучше почувствовать дух того времени.

В XV-—XVI веках люди легко понимали заложенный в религиозные картины смысл, поскольку художники использовали в них широко распространенные и понятные в то время каждому знаки и символы. Теперь же нам, чтобы ближе познакомиться с живописью эпохи Возрождения, необходимо выучить этот тайный язык.

Глядя на созданные мастерами эпохи Возрождения картины на религиозные сюжеты, мы воспринимаем и оцениваем их сточки зрения человека XXI пека. Восхищаясь техникой, композицией, колоритом этих произведений, мы н то же время сознаем, что их подлинный, глубинный смысл остается закрытым для нас.
Церковная живопись
Церкви в те времена было принято украшать картинами, скульптурами, фресками с описанием жизни Христа или одною из СВЯТЫХ — как правило, небесного покровителя данной церкви или города, где она находилась. Церковь представляла собой величественное здание с роскошным интерьером, куда могли войти и богач, и бедняк.

Святой Иероиим в своей мастерской
Святой Иероиим в своей мастерской

На картине «Святой Иероиим в своей мастерской» итальянского мастера Аптонелло да Мессина (ок. 1430—1479) ее главный герой изображен в окружении символических животных.
А Куропатка символизировала перу по Христа.
Б Павлин часто символизировал бессмертие, поскольку эта птица постоянно меняет свое оперение.
В Красный цвет считался символом святых мучеников.
Г Прячущийся в тени лев — это спутник Иеронима. Живя в пустыне, Исроинм встретил хромающего льва и вынул ему занозу из лапы, после чего лев повсюду следовал за ним.

Дева Мария и Младенец перед экраном
Дева Мария и Младенец перед экраном

На картине «Дева Мария и Младенец перед экраном» кисти фламандского художника Робера Кампена (1378—1444) можно найти целый ряд символических деталей.
А Резные фигурки львов могут иметь отношение к трону прославившегося своей мудростью царя Соломона.

Б Синий цвет традиционно ассоциировался с образом Девы Марии.

В Плетеный каминный экран выполнен в виде нимба.

Священные символы
Свой персональный, только ему присущий символ, имел и каждый из четырех евангелистов. Евангелие от святого Матфея начинается с родословной Христа, поэтому символом этого евангелиста был избран человек. В Евангелии от святого Марка рассказывается о святом Иоанне, проведшем большую часть своей жизни в пустыне, и потому символом святого Марка был избран обитатель пустыни — лев. В Евангелии от святого Луки рассказывается о жертве, принесенной священником Захарией, и потому образ святого Луки связан с изображением жертвенного животного — быка. Парящий выше всех птиц орел — это символ четвертого евангелиста, святого Иоанна, который, как считают, был ближе всех к Богу.

«Говорящие» детали
Святых, изображенных на картинах, можно узнать по «говорящим» деталям — предметам, связанным с их жизнью и деяниями, или, если речь шла о мучениках, погибших за веру. то по орудиям пыток и убийства, которые применялись к этому святому.
Так, умершую в 310 году пашей эры Екатерину Александрийскую было принято изображать со сломанным колесом. Согласно преданию, римский император Максентий приказал колесовать Екатерину за то что она отказалась выйти за него замуж. Однако колесо, на котором собирались казнить святую, чудесным образом развалилось на куски.

Нимбы и лучи славы головы святых, пророков и ангелов было принято окружать сверкающим диском — нимбом. Внутри нимба писались имена святых, а па нимбе Христа традиционно изображали крест. Иногда художники заменяли нимб лучами славы — золотыми линиями, исходящими из головы святого.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА
В живописи эпохи Возрождения цвет также имел символическое значение и мог олицетворять различные человеческие качества — например, чистоту, смирение, веру и благочестие. Цвета также символизировали определенные события религиозного календаря, такие, как Великий пост или Троицын день. Черный цвет символизировал смерть и Страстную пятницу. Синий цвет символизировал Царство небесное, Деву Марию и правду. Коричневый цвет означал духовную смерть и возрождение.
Серый — это цвет пепла, символизирующий воздержание и Великий пост’.
Зеленый, цвет листвы, символизировал торжество жизни над смертью.
Пурпурный цвет олицетворял покаяние и скорбь.
Красный цвет — это цвет крови и святых мучеников, проливших свою кровь за веру.
Белый цвет — символ чистоты и святости.
Желтый цвег символизировал божественный свет.

Post Author: Рисуем сами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.